83. Гибель «Титаника»
«Титаник», 1997. Реж. Джеймс Кэмерон
Перед окончательным погружением на дно «Титаник», как известно, встал вертикально. Естественно, все, что плохо лежало, стояло, держалось — срывалось вниз, но Розе (Уинслет) и Джеку (Ди Каприо) удалось занять выгодную для романтической сцены позицию на борту. Для съемок был установлен макет кормы в натуральную величину, к поручням которой, из соображений безопасности, были привязаны примерно тысяча человек массовки, а около ста каскадеров «срывались» с кренящейся палубы в бассейн. В историю кино эта сцена вошла как одна из самых дорогостоящих катастроф.
84. Уолберг вытаскивает шланг
«Ночи в стиле буги», 1997. Реж. Пол Томас Андерсон
Настоящий герой этой производственной драмы о порнографии появляется лишь в последних кадрах: самый важный персонаж фильма — знаменитый член Дирка Дигглера, калифорнийской порнозвезды 70-80-х. Весь фильм посвящен именно ему, о нем говорят и мечтают, им пользуются и любуются, но зритель увидит этот тридцатитрехсантиметровый шланг только в финальной сцене, когда Дирк, стоя перед зеркалом, расстегнет ширинку. Финальные слова актера «Я звезда, я звезда, я звезда» на самом деле должен был бы сказать его пенис. Марк Уолберг, исполнитель роли Дирка, всегда признавал, что член в кадре искусственный, из специальной быстроразлагающейся резины. Уолберг до сих пор хранит его в качестве сувенира и утверждает, что он уже начал разлагаться.
85. Лолита читает комикс
«Лолита», 1997. Реж. Эдриан Лайн
Мы знаем, что все эротические сцены в «Лолите» Эдриана Лайна сыграла дублерша, поскольку Доминик Суэйн было всего пятнадцать. Мы знаем, что между Джереми Айронсом и Доминик всегда была по крайней мере подушка — чтобы ей не пришлось сидеть на его чреслах. Мы знаем, что Кристину Риччи на эту роль не взяли, а Натали Портман отказалась. И тем не менее: когда Лолита в мужской рубашке жует жвачку, читает комикс, загадочно улыбается и почему-то ерзает, а потом камера отъезжает вниз и нам показывают, что ерзает она на Джереми Айронсе, это вызывает прилив одновременно отвращения, возбуждения и чувства вины. И, кстати, секс с детьми ужасен и противозаконен.
86. Nobody fucks with the Jesus!
«Большой Лебовски», 1998. Реж. Этан и Джоэль Коэны
Большой Лебовски (Джефф Бриджес) 15 лет курит дурь и гоняет шары, он живет на пособие и даже за пакет молока расплачивается продуктовыми чеками. Его страсть — боулинг, и вся его жизнь подчинена расписанию любительского чемпионата. Его враг (если не считать миллионеров, порнографов и немецких нигилистов) — Джизас (Джон Туртурро), Иисус, латинский злодей, горбоносый зловещий брюнет. Джизас лижет шар языком перед броском и изображает из себя крутого — кажется даже герой Джона Гудмэна, вьетнамский ветеран с пистолетом, его побаивается. Но на самом деле Джизас — фальшивый герой, как и почти все в этом фильме. Он несчастен, он любит восьмилетних девочек и мечтает, чтобы его как следует побили. Дай бог каждому такого врага.
87. Высадка американцев в Нормандии
«Спасение рядового Райана», 1998. Реж. Стивен Спилберг
Стивен Спилберг показал войну с реками кровищи, разлетающимися мозгами и оторванными руками. Сцена, в которой немецкие пулеметы косят американскую пехоту на Омаха-бич, но GI все равно прорываются и потом в капусту рубят бошей на норманнских скалах, стала одной из самых жестоких в истории батального кино. Более придирчивые критики усмотрели явные параллели со старой англо-франко-американской картиной «Самый длинный день», в которой мочилово в «День Д» было показано не менее эффектно, только тогда не существовало современных спецэффектов и кровищу с мозгами показывать было не принято.
88. Мина Сувари в ванне с лепестками роз
«Красота по-американски», 1999. Реж. Сэм Мендес
Изнывающий от безысходности в компании стервы-жены Лестер (Кевин Спейси) находит отдушину в фантазиях о сексапильной подружке своей дочери. Разыгравшееся воображение рисует ему юную блондинку (Мина Сувари) в ванной, полной лепестков роз сорта «Американская красавица». Впоследствии эта сцена, сметающая своей вульгарностью все остатки предубеждений по поводу «дурного вкуса», не раз эксплуатировалась умельцами ТВ-индустрии — клипмейкерами и рекламщиками. Поток бесчисленных пародий и подражаний не иссякнет, по всей видимости, еще долго.