Также полезно уметь предпринимать шаги, чтобы сделать свое наблюдение более достоверным, например, подойти поближе, чтобы лучше рассмотреть, измерить что-то три раза и получить среднее значение, а также проверить, что, по вашему мнению, вы наблюдаете, с кем-то другим, кто находится в хорошей позиции для наблюдения. Это также помогает научиться распознавать аспекты, в которых отчет о своем наблюдении предполагает умозаключение, а не прямое наблюдение, чтобы затем можно было рассмотреть, обоснован ли такой вывод.
https://tozpat.ru/shablon-vafelnogo-stakanchika/
Эти способности также вступают в игру, когда человек думает о том, следует ли и с какой степенью уверенности принимать отчет о наблюдении, например, при изучении истории, уголовном расследовании или при оценке новостных репортажей. Наблюдательные способности присутствуют в некоторых списках способностей к критическому мышлению (Ennis 1962: 90; Facione 1990a: 16; Ennis 1991: 9). В тестах Корнелла на критическое мышление уровней X и Z есть пункты, проверяющие способность человека судить о достоверности отчетов о наблюдениях (Ennis& Millman, 1971; Ennis, Millman, & Tomko, 1985, 2005). Норрис и Кинг (1983, 1985, 1990a, 1990b) проводят тест на способность оценивать отчеты о наблюдениях.
Эмоциональные способности : Эмоциями, которые управляют процессом критического мышления, являются недоумение, желание разрешить его и удовлетворение от достижения желаемого решения. Дети испытывают эти эмоции в раннем возрасте, не будучи обученными этому. Образование, ставящее целью критическое мышление, должно только направлять эти эмоции и не подавлять их. Совместное критическое мышление выигрывает от способности распознавать свои собственные и чужие эмоциональные обязательства и реакции.
https://tozpat.ru/shablon-morozhenogo-dlja-vyrezanija/
Умение задавать вопросы : Процесс критического мышления требует преобразования зачаточного чувства недоумения в четкий вопрос. Правильная формулировка вопроса требует не строить сомнительных предположений, не предрешать проблему и использовать язык, который в контексте является недвусмысленным и достаточно точным (Эннис 1962: 97; 1991: 9).